Историографические
аспекты развития системы природного
оздоровления человека.
Извечное стремление общества к
гармоническому развитию личности
находит отражение в известном тезисе «в здоровом теле здоровый дух»,
предполагая в идеале тождество
физического и душевно-психического здоровья. Народная мудрость естественно соединила вместе два понятия,
философские категории которых находятся как бы на противоположных
полюсах. Центробежное фрагментирование единого целого, под которым
понимается «природа» (природа человека,
природа процессов и т. п.), привело к
разрыву смысловых выражений одних и тех же явлений, рассматриваемых
просто-напросто в противоположных векторных направлениях.
Тело и дух, свет и тьма, хорошее и
плохое - наглядный пример поляризации сознания
человека, которая при всей объективности
явлений несет все-таки субъективную характеристику. Стремление человека к некоему
идеалу как раз и снижает
степень дискретизации, т.е.
многообразия смыслов до
минимума. Иначе говоря, центростремительное единение понятий
приводит к более емкому и всеобъемлющему
отражению действительности в нашем сознании. Но одно дело понимать это как истинную
закономерность и совсем другое принять это в действии, и этой логике следовать.
При изучении исторического опыта
человечества и современных научных воззрений философов и просветителей
невольно возникает вопрос: «А
что же является
истинным проявлением единства и
неразрывности, если даже сам человек имеет противоположные морфологические
характеристики?». И можно ли вообще начинать
разговор об идеале, если пока полярные
признаки нас отличают? Не
является ли это как раз
нарушением единства, когда
мышление и взгляд человека не соответствуют
его телесной монолитности, т.е.
мысли совершенные, а тело полярно - имеется ввиду мужское и женское начало?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы
некоторые условия или состояния, отвечающие хотя бы в приближении
такой постановке вопроса.
Что это за условия ? Во-первых, необходимо
принять или допустить , что в
природе нет полярностей,
противоречий, нет добра и зла,
плюса и минуса, а есть процесс, вся суть которого разворачивается в бесконечной
эволюции состояний. Если не принять это как истину, то вместо осознания
природы явлений будет разворачиваться дискусионная
многовекторность. Во-вторых, необходимо
находиться внутри процесса, а не вне его в
состоянии наблюдателя или созерцателя. Это касается мысли и дела в
единстве. В-третьих, определиться в
своей самодостаточности, т.е.,
воспринимая пространство как составную часть своего состояния, не считать его
средством для существования, а принять тождественность
внутреннего, точечного в организме человека
с внешним - вселенским и социальным.
Принимая во внимание, что подобные условия
описываются в различных технологических
моделях и в этих случаях сделан ряд открытий
в научной среде, раздвинем границы
алгоритма познания процессов до
общественно-социальных областей, в
частности здоровья, жизни, эволюции человека и т.п. Для
сомневающихся в чистоте подобного
эксперимента предлагаем рассматривать подобные взгляды в виде рабочей гипотезы.
Итак, приближение к истине возможно осуществлять,
находясь внутри процесса, где все возможные состояния едины и неразрывны. Это касается объектов природы,
физического и психического состояния
человека, формирования его мышления
и множества иных проявлений
единого и целого. Логично было бы выразить это состояние единым понятием,
смысловой архитектурой. Множество
смыслов объединяет понятие
«Природа». Здесь и объектные выражения, и процессуальные,
а главное, и
личностные. Именно «Природа»
менее всего имеет в
русском языке альтернатив, а для
большинства смыслов понятие природы универсально.
Поэтому в нашем исследовании эта
универсальность будет доминирующей.
Главное заключается в том, что
Природа (постоянное рождение
состояний) является источником жизни, к
которому можно отнестись с благодарностью и воспринимать
ее и как мать-родительницу, и
как проявление своего
состояния в среде (так называемое
понятие «природы явлений» ). Более того, природа воспринимается и на
чувственном уровне, а по некоторым взглядам отличается и сознательным поведением.
Гипотеза «единого и нераздельного» допускает тождественность понятий человек,
общество, народ, природа, Вселенная и т.д.
Без такой постановки вопроса сложно воспринять
одно из самых интересных явлений
нашей жизни - появление практики
и учения П.К. Иванова, о котором уже знают многие люди в различных
уголках нашей страны и за рубежом. Опуская
биографические и статистические данные, обратим внимание на те
стороны этого явления, которые мало
известны широкому кругу людей, а особенно исследователям из научной среды.
Учитывая широту и многоплановость самой
системы П.К. Иванова, рассмотрим
динамику ее развития и социальную
значимость. `
На протяжении 16 лет автор статьи пытался
понять и проследить динамику развития
мировоззрения человека, находящегося в
состоянии природного единства и глубокого внутреннего покоя и равновесия. Осознание фактов и
выводов, в первую
очередь, происходило на уровне самого процесса, т.е. личная
природная практика как никакой другой критерий давала богатейшую основу самопознания. Именно это и дает
преимущество в познании феномена П.К.
Иванова. Неоценимую помощь в этом
оказывал жизненный опыт человека,
ставшего для меня Учителем жизни. Понимая глубину происходящих явлений мне, как
исследователю, привыкшему к объективным научным истинам, сразу стало ясно,
что это часть более глубокого
процесса, воспринимаемая нами как эволюция. Поэтому необходимы были первоисточники. Была
проделана исключительно уникальная работа в этом направлении.
Собраны и обработаны десятки тысяч
страниц рукописей П.К.Иванова, документов, фото-киноматериалов, звуковых
архивов, воспоминаний очевидцев,
родственников и оппонентов П.К. Иванова. Из 275 общих тетрадей собраны и
обработаны на современной компьютерной базе
около 200 тетрадей, сотни фотографий, слайдов,
фонограммы голоса П.Иванова. Все
систематизировано. Сохранность на лазерных компактдисках уже дает некоторые
гарантии для будущих исследователей.
Собраны архивы изданий о системе
Иванова, насчитывающие уже сотни книг. Созданное в
конце 80-х годов добровольное общество «Истоки» на его родине
в с.Ореховка Луганской области
провело огромную работу
по историографии П.К. Иванова.
Изданы десятки тысяч книг и брошюр, собранных
в сериях: «Рукописное наследие Учителя Иванова», «Учебные пособия»,
«Авторские работы». Получено более 30 тысяч писем от сторонников его
системы.
Полный текст статьи 1998 года:
/doklad_ob_istoriografii_sistemy.doc