Журнал "Университет и школа"
Учителя - откройте
природу детям!
Здоровье -
главное богатство человека. Его не купишь и не займёшь, а только своими делами
сбережёшь. Эти истины понятны и актуальны. Но вот какие шаги вуз и школа в их реализации делают
на практике? Расскажем об уникальном
явлении в университетской среде будущих педагогов города Самары. Представьте
себе такую картинку - сырая осень, ветер и скорее минус, чем плюс на улице. В
то время, когда основная масса студентов даже в аудиториях кутается в шубы и
свитера, десятки
их коллег едут и идут купаться на Волгу. Да, идут на занятия по валеопрактике.
Расписание занятий не подстроишь под погоду, знал куда поступал учиться - будь
готов быть здоровым на практике, а не только в теории. Хотя она, теория, как
раз и помогает в первую очередь. На
факультет самый высокий конкурс, здесь учатся и из Киргизии и с Украины,
белорусы протоптали сюда дорожку, Питер и Мурманск, Башкирия и Татария в лице
своих молодых постигают азы философии жизни, где в основе лежит Природа и
человек в ней.
Много лет
назад группа педагогов сформировала концепцию природного оздоровления человека
в звене детский сад - школа - вуз, которая успешно была апробирована в десятках
учреждений системы образования Союза, а затем России и Украины. Теперь к этой
работе успешно подключились в Киргизии и
Белоруссии. Самарский госпедуниверситет возглавил эту необычную школу оздоровления молодёжи. На
Украине его сотрудники работают в
Гуманитарном центре Восточно-украинского
госуниверситета и лаборатории валеологии Луганского госмедуниверситета, где
совместно с СамГПУ проводятся исследования в области здоровья человека. А
Киргизский институт образования открыл филиал факультета в Бишкеке. Понятно
стремление людей повысить свое образование именно в этой сфере. Это не только
полные и всесторонние знания, что может дать один из авторитетнейших вузов
России, который возглавляет прекрасный человек профессор А.А.Семашкин. Широкий
выбор работы педагогов-валеологов позволяет с надеждой смотреть вперёд в эти
сложные времена. Выпускники факультета успешно работают в школах и детских
садах, они нужны и самому вузу. Центры материнства и детства, подростковые
клубы, ФОКи, санатории и профилактории, да мало ли мест, где специалисты по
здоровью нужны как воздух. И они уже есть.
Сейчас
администрация города выделяет дополнительные площади для реализации давно
необходимого центра, который будет называться
«Социально - педагогическим институтом здоровья» в структуре
университета, в котором объединяются наука, просвещение и практика. Он будет
доступен не только студентам, а всем желающим. Координационная работа, которую
ведёт университет лучше всяких политиков сближает народы Содружества. Главное,
что успешно реализуется направление гуманизации образования, которое
исповедуется в вузе. А духовно-энергетической основой является наша вековая
культура, воздух, вода и наша земля, которые
дают жизнь и радость бытия. Не случайно среди дисциплин факультета
этновалеопедагогика, валеофилософия, биоэнергоинформация, музыкальная ритмика и
другие не менее интересные предметы. Здесь уникальные компьютерные технологии, сложнейшие приборы
диагностики и терапии, богатая литература о здоровье, свои мультимедийные
издания, видео и аудио архивы.
И, всё-таки,
главное - это коллектив единомышленников. Здоровье - основная, если хотите,
идеология. Конечно, базой является наш российский опыт, а не восточные модные
философии и не западный прагматизм. Развиваются и обосновываются системы
природного оздоровления П.Иванова, народно-исторический опыт, современные
системы педагогики и философии здоровья, биоэнергоинформационные технологии. А
теперь вернёмся к студентам. По оценке многих людей, они уже иные люди, новые.
Спокойные, разумные, не по годам мудрые, их, конечно, не увидишь в
курилках и застанешь в развязанном
состоянии. Это богатство народа, его надежда. Задача же педагогов сохранить их,
дать им знания, культуру и здоровье.
Иванов Ю.Г. ст. преп. каф. валеологии СамГПУ
Опубликована в 90-е годы.