Журнал "Университет и школа"
Учителя - откройте природу детям!
Здоровье - главное богатство человека. Его не купишь и не займёшь, а только своими делами сбережёшь. Эти истины понятны и актуальны. Но вот какие шаги вуз и школа в их реализации делают на практике? Расскажем об уникальном явлении в университетской среде будущих педагогов города Самары. Представьте себе такую картинку - сырая осень, ветер и скорее минус, чем плюс на улице. В то время, когда основная масса студентов даже в аудиториях кутается в шубы и свитера, десятки их коллег едут и идут купаться на Волгу. Да, идут на занятия по валеопрактике. Расписание занятий не подстроишь под погоду, знал куда поступал учиться - будь готов быть здоровым на практике, а не только в теории. Хотя она, теория, как раз и помогает в первую очередь. На факультет самый высокий конкурс, здесь учатся и из Киргизии и с Украины, белорусы протоптали сюда дорожку, Питер и Мурманск, Башкирия и Татария в лице своих молодых постигают азы философии жизни, где в основе лежит Природа и человек в ней.
Много лет назад группа педагогов сформировала концепцию природного оздоровления человека в звене детский сад - школа - вуз, которая успешно была апробирована в десятках учреждений системы образования Союза, а затем России и Украины. Теперь к этой работе успешно подключились в Киргизии и Белоруссии. Самарский госпедуниверситет возглавил эту необычную школу оздоровления молодёжи. На Украине его сотрудники работают в Гуманитарном центре Восточно-украинского госуниверситета и лаборатории валеологии Луганского госмедуниверситета, где совместно с СамГПУ проводятся исследования в области здоровья человека. А Киргизский институт образования открыл филиал факультета в Бишкеке. Понятно стремление людей повысить свое образование именно в этой сфере. Это не только полные и всесторонние знания, что может дать один из авторитетнейших вузов России, который возглавляет прекрасный человек профессор А.А.Семашкин. Широкий выбор работы педагогов-валеологов позволяет с надеждой смотреть вперёд в эти сложные времена. Выпускники факультета успешно работают в школах и детских садах, они нужны и самому вузу. Центры материнства и детства, подростковые клубы, ФОКи, санатории и профилактории, да мало ли мест, где специалисты по здоровью нужны как воздух. И они уже есть.
Сейчас администрация города выделяет дополнительные площади для реализации давно необходимого центра, который будет называться «Социально - педагогическим институтом здоровья» в структуре университета, в котором объединяются наука, просвещение и практика. Он будет доступен не только студентам, а всем желающим. Координационная работа, которую ведёт университет лучше всяких политиков сближает народы Содружества. Главное, что успешно реализуется направление гуманизации образования, которое исповедуется в вузе. А духовно-энергетической основой является наша вековая культура, воздух, вода и наша земля, которые дают жизнь и радость бытия. Не случайно среди дисциплин факультета этновалеопедагогика, валеофилософия, биоэнергоинформация, музыкальная ритмика и другие не менее интересные предметы. Здесь уникальные компьютерные технологии, сложнейшие приборы диагностики и терапии, богатая литература о здоровье, свои мультимедийные издания, видео и аудио архивы.
И, всё-таки, главное - это коллектив единомышленников. Здоровье - основная, если хотите, идеология. Конечно, базой является наш российский опыт, а не восточные модные философии и не западный прагматизм. Развиваются и обосновываются системы природного оздоровления П.Иванова, народно-исторический опыт, современные системы педагогики и философии здоровья, биоэнергоинформационные технологии. А теперь вернёмся к студентам. По оценке многих людей, они уже иные люди, новые. Спокойные, разумные, не по годам мудрые, их, конечно, не увидишь в курилках и застанешь в развязанном состоянии. Это богатство народа, его надежда. Задача же педагогов сохранить их, дать им знания, культуру и здоровье.
Иванов Ю.Г. ст. преп. каф. валеологии СамГПУ
Опубликована в 90-е годы.