Концептуальные положения программы непрерывного оздоровительного образования
Постановка проблемы в общем виде. Становление
школы природного воспитания детей и молодежи обусловлено стремлением многих
педагогов решать проблемы, связанные со своим здоровьем нетрадиционными
методами, а также развитием нового явления в педагогике - практическим
внедрением в учебный процесс системы природного оздоровления человека [2-5].
Необходимость ее развития назрела лет 12-15 назад, когда элементы этой системы,
а затем и философско-мировоззренческая сторона стали осваиваться многими
учителями [3].
Основной импульс развития природного оздоровления человека был связан с
тем, что усугубилось здоровье детей, которые приняли на себя главный
энергетический удар происходящих реформ социально-политического переустройства
общества, в результате которых пострадали и система здравоохранения, и система
образования [1,14,15]. Положение обострилось еще и потому, что многие
технологии медикаментозного лечения детей исчерпали себя, а профилактика и санаторно-курортное
обеспечение стали приходить в упадок. Поиск резервов здоровья в такой
обстановке замкнулся на собственных возможностях большинства людей. Вместе с
этим инстинкт самосохранения и выживания продуцировал процесс оздоровления
людей средствами народной медицины, а также укрепления здоровья с помощью
естественных сил в природе. Это привело к тому, что и на государственном уровне
стали синтезироваться программы здорового образа жизни, в которые стали включаться
лучшие достижения народного оздоровительного опыта [5]. Однако эта работа
находится на начальном этапе и требует активизации её научного сопровождения.
Анализ последних публикаций и выделение нерешенной части проблемы. Одним
из таких направлений, которые могут лечь в основу научного сопровождения
вышеуказанной программы, является система природного оздоровления человека,
которая широко известна своими эффективными методами закаливания детей и взрослых,
а также технологиями очищения организма в естественных условиях природной среды
[6]. Наряду с тем, что в государственных программах стало больше уделяться
внимания природным факторам оздоровления, многие педагоги пошли дальше – они
стали создавать общественное движение за здоровый образ жизни. В результате
такой работы сформировалась природная школа самосовершенствования человека,
которая включила в себя три направления. Первое направление связано с
внедрением в учебно-воспитательный
процесс элементов закаливания детей на основе новейших достижений науки и
народного опыта [7]. Второе направление – профилактика здоровья в полевых
условиях, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и взрослых,
факультативно связанных со школой и дошкольным воспитанием. Это праздничные
мероприятия, экскурсии, туристические походы, занятия по оздоровлению в виде
игр, соревнований, обучению детей массажу, закаливанию и тому подобное [8,16]. Третье направление объединило педагогов
новаторов, которые на общественных началах создали независимый центр
самообразования здоровья. [www.bugor.lg.ua]. Эти три направления объединились в рамках школы природного
самосовершенствования человека.
Понятие «Школа природного самосовершенствования человека» рассматривается
как филососфско-мировоззренческое направление, включающее в себя и здоровый
образ жизни, и исследовательский поиск, и программно-методичское обеспечение. В
настоящее время накоплен большой практический опыт и результаты исследований,
требующие разработки общеметодологических подходов и позволяющие получить новые
знания, вытекающие из эмпирически накопленного опыта.
Цель статьи. Исходя из этого,
целью данной статьи является разработка концептуальных положений к системе
обучения здоровью.
Описание основных результатов исследований.
В качестве единой модели системы обучения здоровью целесообразно
использовать модель энергопостроения и динамики развития человека в природных
условиях. [2] В основу использования модели положен методический приём
систематизации информации, связанной со здоровьем человека с позиций единого
основания, которым является процесс эволюционного развития человека. В рамках
педагогики как науки и практики, данную модель целесообразно реализовывать через
три последовательных блока: дошкольный, школьный и ВУЗовский. Последовательную
реализацию этих блоков необходимо рассматривать как программу непрерывного
оздоровительного образования. Это обеспечит постепенное накопление знаний по
вопросам, связанным со здоровьем и формированием компетентности, обеспечивающей
сохранение, поддержание и совершенствование здоровья человека на протяжении
всей его жизни. Реализация данной программы предусматривает решение следующих
основных задач:
- поддержать мобильность здоровья в
быстроизменяющейся обстановке, путём развития природных задатков человека (при
существующей системе они утрачиваются к 5-7 годам);
-
сформировать так учебно-воспитательный процесс, чтобы обучаемому человеку было
ясно, что только социальное общежитие является главной ценностью жизни человека
и что его здоровье выступает как необходимый, но недостаточный атрибут достижения
этой ценности;
- открыть человеку обратную связь между
его поведением, мышлением и здоровьем, которое определяет его окружение и
условия, в которые он попадает;
-
сформировать у обучаемых компетентность, которую он может проявить в действии при
создании своей будущей среды. В настоящий момент этого можно достичь
применением теории и практики формирования природного мышления. Сейчас это удел
небольшой группы людей, имеющих необычные феноменальные способности;
- избежать появления у человека новых видов
заболеваний, связанных с изменением экологической ситуации и пандемиями.
Программа непрерывного оздоровительного образования предполагает
использование специально разработанных методик и инструментариев её реализации,
в которых основное внимание должно быть уделено:
- структуре и функциям педагогики здоровья,
общенаучным, исходным и фундаментальным положениям, теориям, концепциям,
гипотезам;
- разработке методов педагогических подходов,
которые базируются на конкретных технологиях определения уровня здоровья человека,
его природных реакций, биоэнергоинформационной открытости, влияния учебного
процесса на состояния обучаемых и т.п.
Некоторые методики и инструментарии,
отвечающие выше приведенным требованиям, изложены в работах [9-13].
В привязке к существующим подходам разрабатываемые методики должны
обеспечить:
на 1-й ступени:
- выявление особенностей непрерывного оздоровительного
образования на системном уровне;
- освещение и обоснование принципов его
построения;
- наработку базы по содержанию методик его
реализации;
- разработку формы организации
учебно-воспитательного процесса.
на 2-й ступени:
- выявление
закономерностей непрерывного оздоровительного образования применительно к
конкретным:
- возрастным группам;
- индивидуальным особенностям;
- семейным связям;
- формам обучения.
- координацию и управление учебным
процессом в учреждениях, где реализуется непрерывное оздоровительное обучение.
Сформулируем главные задачи, на которых должны быть сконцентрированы
основные усилия при реализации программы непрерывного оздоровительного
обучения:
- стремление решить проблемы оздоровления
самих педагогов;
- приложение усилий по созданию здорового
единого направленного климата в педагогическом коллективе;
- привлечение на начальных этапах для
реализации любого блока программы специалистов, которые могут обеспечить
эффективное восприятие обучающимися и их родителями основных положений
оздоровительного обучения;
- использование научно-технических разработок,
художественно-эстетических рекомендаций, литературы, иллюстрационных материалов,
видеопродукции, праздничных фонограмм и т.д.,
накопленных в активно работающих организациях, которые реализуют непрерывное
оздоровительное обучение;
-
проведение мониторинга здоровья обучающихся с привлечением специалистов, при
необходимости, медиков;
- реализация непрерывного оздоровительного
обучения в первую очередь с теми группами людей, которые по данным официальной медицины относятся к группам
повышенного риска с точки зрения состояния здоровья;
Внедрение программы непрерывного оздоровительного
обучения происходит в условиях продолжающегося самоопределения общественных и
государственных институтов. Но в не
зависимости от выбранного пути, развитие этих институтов, вопросы поддержания
здоровья человека останутся в ряду приоритетных. К настоящему времени
образовались автономные социальные сообщества, в которых становятся все более
замкнутыми внутренние взаимоотношения. Это приводит к увеличению разрыва между ними,
и в первую очередь, в вопросах получения информации о возможных экономически
оправданных путях поддержания здоровья, доступности здоровой пищи, здорового
быта и т.д. Соответственно изменяются подходы в области системы образования для
каждой из этих социальных групп. Становится
актуальной и выходит на арену компетентность человека разбираться в различных
социальных и технологических моделях. Сегодня практически уже распалась
доктрина, утверждающая, что все социальные институты должны развиваться по
единому стандарту. Реализация программы непрерывного оздоровительного обучения
является наиболее рациональным и
реальным выходом из существующего положения, потому что она не определяется
особенностями социально-политическими формациями общества, а базируется на
гуманитарной и физиологической самодостаточности человека, определяющейся
статусом здоровья и компетентностью к самообразованию и развитию. Исходя из
этого одной из главных задач современной системы образования государства является
создание условий для конкретных социальных групп, которые развиваются по своим
эволюционным моделям. Сегодня компетентность в области здоровья человека должна
стать инвариантной по отношению к его социальному статусу. Здоровье как главная
ценность человека выступает цементирующей основой взаимодействия, как между отдельными
социальными группами, так и между отдельными людьми. Стремление быть здоровым сближает
людей, не взирая на их положение в обществе.
Источником информации о состоянии
нашего здоровья является наше тело, наше самочувствие, наш энергетический заряд
и наше психологическое состояние, поэтому понятно естественное стремление людей
к самообразованию в области здоровья, к выявлению своих особенностей и развитию
своих способностей. Тайна Природы заключена в теле человека, он всегда
стремился и стремится ее познать, поэтому программа непрерывного оздоровительного
обучения может помочь ему в этом процессе. Содержание программы должно все
больше и больше вбирать в себя достижения различных наук, что позволит перейти
от автономного решения отдельных проблем здоровья человека к системному его оздоровлению, в том числе и
как личности. Реализация программы оздоровительного образования поможет
повысить коллективный иммунитет народа в период глобализации и возрастания
вероятности появления экологических катастроф, во многом скорректирует цели и
задачи государства, в котором здоровье каждого человека станет главной
достигаемой ценностью.
Выводы. Проведенные исследования
позволили:
- предложить
базовую модель системы обучения здоровью, которая основывается на модели
энергопостроения и динамики развития человека в природных условиях.
- разработать
структуру программы непрерывного оздоровительного образования как совокупности
трех непрерывных образовательных блоков: дошкольного, школьного, ВУЗовского,
для которой определены основные задачи её реализации;
- сформулировать
требования к методическому и инструментальному обеспечению программы непрерывного
оздоровительного обучения, которые конкретизированы в привязке к существующим
подходам разработки методик;
-сформулировать
главные задачи, на которых должны быть сконцентрированы основные усилия при
реализации программы непрерывного оздоровительного обучения.
Направления дальнейших
исследований. Дальнейшие исследования целесообразно проводить по трём
направлениям:
Ю.Г.Иванов,
кандидат философских наук.
Используемая литература:
- Димов В.М. Философия и социология здоровья. Алматы,1998., 187 стр.
- Иванов Ю.Г., А.А.Иванова. Природное развитие ребенка. Авторская программа. СамГПУ. Самара, 2000. 198 стр. (12.83 п.л.)
- Иванов Ю.Г., Иванова А.А.. Откройте природу детям. Методические рекомендации. СГПУ. Самара, 1995, 84 стр. (4.5 п.л.)
- Иванов Ю.Г. Сознательное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. I Нац. Конгресс по профилактической медицины и валеологии. Санкт-Петербург, 1996.
- Иванов Ю.Г. Валеология. Изучение основ здорового образа жизни. Учебно-воспитательнные программы. Обл. институт последипломного образования. Луганск, 1995, 80 стр. (4.5 п.л.)
- Иванов Ю.Г. Мировоззрение Учителя Иванова. Методические рекомендации по системе духовного и физического совершенствования человека. Редакц.-издат. отдел облполиграфии. Ворошиловград, 1990. 48 стр. (1.4 п.л.)
- Иванов Ю.Г. Иванов Г.И, Иванова А.А.Евстратова Н.А. Закаливание детей. Научно-методические рекомендации СГПУ. 1991, 12 стр. (1.4 п.л.)
- Иванов Ю.Г.. Физическая культура. Авторская программа. для начальных классов общеобразовательной школы. Исследования и работы. Российская школа. СГПУ, Луганский институт последипломного образования учителей. Самара, Луганск, 1995
- Иванов Ю.Г. Проблемы природной эволюции. Вестник Восточно-украинского гос. университета. Луганск, 1997, С.210-215 (0,35 п.л.)
- Иванов Ю.Г.. Отечественная школа биоэнергетики в прикладной валеологии. IV Нац. конгресс по проф. медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1999.
- Иванов Ю.Г.. Развитие духовно-энергетической личности в процессе оздоровления природными факторами. V Нац. конгресс по проф. медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1999.
- Иванов Ю.Г. Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности. Автореферат кандидатской диссертации. МГТУ им. Н.Баумана 2000.
- Иванов Ю.Г. Концепция школы природного воспитания молодежи. Информационно-методический вестник №7 Областной институт усовершенствования учителей. Луганск, 1994. С.48-52
- Николаенко С.Н. Создавать образование нового типа. Освiта Украiни №59-60 12.08.2006.
- НАКАЗ вiд 21 квiтня 2005 року №242/178 Про посилення роботи щодо профiлактики захвориванностi дiтей у навчальних закладах та формування здорового способу життя учиiвскоi та студентськой молоди.
- Ивашина М.Б. Збiрник виховних захидiв. Методична разробка. 2001.Мiнистерство аграрной полiтики. Таращанский агротехнi
Copyright MyCorp © 2025