Тезисы выступления на Учёном Совете Гуманитарного факультета.
Комплексная модель педагогики здоровья
как направление в гуманизации образования
Как нам всем известно, педагогика имеет два
значения: первое - это область научного знания, наука, второе - область практической деятельности,
ремесло, творение.
Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует.
А так как педагогика изучает
воспитание и образование, то научный поиск
в области развития человека, сохранения его здоровья и эволюции может
существенно усовершенствовать педагогический
процесс. Предмет педагогики, который мы исследуем - это закономерности
конкретно-исторического процесса природного воспитания молодёжи, в которых
объективные связи между явлениями выстраиваются в теорию и методику воспитания
и в педагогическую практику.
Почему мы говорим о комплексной модели и
как мы понимаем гуманизацию образования?
Учитывая многовекторность и сегментарность
современных наук возникает вопрос - а где же та центростремительная сила,
которая могла бы объединить в единое целое и цементировать человеческую природу
в эволюционном переходе на новые рубежи и каким образом этот процесс сделать
преемственным и лёгким? Видимо разговор должен идти не о столько стыке наук, а
о слиянии их в некий комплекс, который был бы понятен и академику и ребёнку,
физику и лирику, педагогу и медику. Эта комплексная модель в педагогическом
процессе должна углубляться, а не дробиться. А связующими силами модели должны стать одухотворение
взаимодействия педагога и ученика, понимаемое нами как гуманизация, т.е. очеловечивание их отношений. Это и право
на свободное развитие, проявление своих способностей, это и укрепление силы
человека, осознание ценностей жизни и лёгкого здорового состояния. Это
нерелигиозная форма, где дивиз понятен и ясен «Всё во имя человека, для блага
человека».
Что же может помочь в реализации этих
задач?
Сначала следует остановиться на проблемах,
которые усугубляют ситуацию со здоровьем человека и вызывают конфликты в
обществе. На наш взгляд это следующие причины:
Мы считаем, что гуманитарное
образование должно избежать исторических ошибок и через педагогику здоровья реализовать
естественно - исторический переход человека на новый уровень развития, можно
назвать его как «гомо - эманс», т.е. человека любящего.
Теперь о путях реализации
основной задачи. Напомним, что задача следующая:
«Создание комплексной
педагогической модели педагогики здоровья»
Рассмотрим первоначальный вариант модели в
виде схемы. Центральным и связующим элементом является эволюционно -
развивающийся человек. Понятие эволюционно - развивающийся человек следующее: «Человек,
который смог одержать победу в себе», человек который максимально открыт
природному процессу эволюции, людям, человек, который находится в лёгком
комфортном состоянии, человек разумный, здоровый, радостный. Именно он
определяет условия в которые попадает за счёт своего разумного поведения.
Человек который соединяет внутренний биоритм своего развития с внешним
социальным ритмом общественной регуляции. Человек, который рождает своё
состояние постоянно приближаясь к вселенским универсальным законам. Эволюция
которого определяется открытым природоцелесообразным мышлением и переходом на
более высокое энергопостроение.
Следующие друг за другом секторы - сегменты единого целого, а именно условий
существования человека в обществе. Не человек идёт по замкнутому кругу, как в
восточной философии, а развитие той или
иной сферы в зависимости от задач жизнетворчества.
Развитие модели видится в
усовершенствовании эволюционной спирали, точнее в объединении модели волнового
процесса, сигнатуры человека и модели эволюционно-развивающегося
человека. Это наглядно видно из нашей валеологической программе, где с самого
начала человек рассматривается как
самодостаточная, эволюционная, т.е. развёртывающаяся во времени,
неразрывная и независимая личность.
Согласно принципам
тождественности элементов в природе эта личность представляет собой универсальный
вид, способный выполнять роль творца, а не только созерцателя или тем более раба
в природе. Ребёнку спираль понятна в виде капусты. Вспомните русское выражение,
что «дети растут в капусте». Медику понятны первые лепестки развития плода,
химику видна таблица периодических элементов описанная в спирали, физику
понятна торсионная природа вращения элементарных частиц, электронику лепестки
антенных фидеров, философу спираль эволюции, а биоэнергетику уровни спиральных
каналов и меридианов, физиологу спирали ушных раковин, гайморовых пазух, кожных
рисунков и т.д.
Модель просматривается и в виде
простой русской матрёшки, где семь сестричек и есть углубление единого целого,
которое описано в русских летописях вплоть до 3-го тысячелетия до новой эры.
Это и есть наша этнокультура, закрытая до поры учёному человеку, который
отделил науку от человека, начав исследования среды и поставившего систему
доказательств выше интуитивного восприятия мира или культурного
вероисповедания, я имею ввиду культуру традиций, впитанных с молоком матери.
Очеловечивание науки или говоря научно
- гуманизация науки и образования должна происходить в благодатной почве - в среде, где имеются условия для её
восприятия. Мы имеем ввиду наше молодое поколение, которое должно закрепить в
себе силы, данные ему природой. Открыть природу детям - главнейшая наша задача.
Закрепить и усилить природные задатки, запустить все функциональные системы,
регуляторные функции, систему восприятия внешнего мира, научить детей видеть
себя частью природы и творцом в природе. Сформировать принципы природного,
экологического мышления. Реализовать это в учебно-воспитательном процессе.
Найти простые и эффективные критерии оценки своей формулы здоровья. Определить
природные формы саморегуляции и коррекции патогенных состояний. Раскрыть
причины недугов и уйти от них используя педагогические технологии, помня при
этом, что болезнь лучше не пускать в себя, чем лечить.
Чтобы успешно решать эти задачи нужна и
преемственность и новизна подходов. Для этого в первую очередь нужны научные
исследования в практике, где инструментом познания является собственное тело и
разум. Для этого мы используем следующие механизмы:
Изучаем педагогический, социальный и
биоэнергетический портрет человека, в частности ребёнка. Общее название
валеопортрет. В него включаются:
Изучаем Духовно- нравственные ценности
здоровья, разрабатываем свою формулу здорового состояния человека.
Используем средства и методы природного
оздоровления:
Отслеживаем динамику развития ребёнка в
условиях природной практики
Развиваем этнопедагогику и изучаем её
влияние на формирование личности ребёнка.
Накапливаем опыт как собственного природного
развития, так и обобщаем результаты педагогического процесса и делаем соответствующий
анализ.
Учитывая
новизну исследований готовы к сотрудничеству и развитию природной практики со
специалистами в области педагогики, социологии, медицины, культурологии,
физической
культуры и т . д. Принимая во внимание, что существуют критические высказывания
как в адрес валеологии, так и в наш адрес, надеемся что здоровый научный подход
позволит снять многие вопросы и проблемы и поднять на высоту те ростки
педагогики здоровья, которые уже десятилетия с трудом пробиваются сквозь бетон
мышления отдельных руководителей и невежд.
Педагог - валеолог, инженер
металлург,
Руководитель
Гуманитарного Центра Ивановых СУДУ
Ю.Г.Иванов