Тезисы выступления на Учёном Совете Гуманитарного факультета.
Комплексная модель педагогики здоровья
как направление в гуманизации образования
Как нам всем известно, педагогика имеет два значения: первое - это область научного знания, наука, второе - область практической деятельности, ремесло, творение.
Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует.
А так как педагогика изучает воспитание и образование, то научный поиск в области развития человека, сохранения его здоровья и эволюции может существенно усовершенствовать педагогический процесс. Предмет педагогики, который мы исследуем - это закономерности конкретно-исторического процесса природного воспитания молодёжи, в которых объективные связи между явлениями выстраиваются в теорию и методику воспитания и в педагогическую практику.
Почему мы говорим о комплексной модели и как мы понимаем гуманизацию образования?
Учитывая многовекторность и сегментарность современных наук возникает вопрос - а где же та центростремительная сила, которая могла бы объединить в единое целое и цементировать человеческую природу в эволюционном переходе на новые рубежи и каким образом этот процесс сделать преемственным и лёгким? Видимо разговор должен идти не о столько стыке наук, а о слиянии их в некий комплекс, который был бы понятен и академику и ребёнку, физику и лирику, педагогу и медику. Эта комплексная модель в педагогическом процессе должна углубляться, а не дробиться. А связующими силами модели должны стать одухотворение взаимодействия педагога и ученика, понимаемое нами как гуманизация, т.е. очеловечивание их отношений. Это и право на свободное развитие, проявление своих способностей, это и укрепление силы человека, осознание ценностей жизни и лёгкого здорового состояния. Это нерелигиозная форма, где дивиз понятен и ясен «Всё во имя человека, для блага человека».
Что же может помочь в реализации этих задач?
Сначала следует остановиться на проблемах, которые усугубляют ситуацию со здоровьем человека и вызывают конфликты в обществе. На наш взгляд это следующие причины:
Мы считаем, что гуманитарное образование должно избежать исторических ошибок и через педагогику здоровья реализовать естественно - исторический переход человека на новый уровень развития, можно назвать его как «гомо - эманс», т.е. человека любящего.
Теперь о путях реализации основной задачи. Напомним, что задача следующая:
«Создание комплексной педагогической модели педагогики здоровья»
Следующие друг за другом секторы - сегменты единого целого, а именно условий существования человека в обществе. Не человек идёт по замкнутому кругу, как в восточной философии, а развитие той или иной сферы в зависимости от задач жизнетворчества.
Развитие модели видится в усовершенствовании эволюционной спирали, точнее в объединении модели волнового процесса, сигнатуры человека и модели эволюционно-развивающегося человека. Это наглядно видно из нашей валеологической программе, где с самого начала человек рассматривается как самодостаточная, эволюционная, т.е. развёртывающаяся во времени, неразрывная и независимая личность.
Согласно принципам тождественности элементов в природе эта личность представляет собой универсальный вид, способный выполнять роль творца, а не только созерцателя или тем более раба в природе. Ребёнку спираль понятна в виде капусты. Вспомните русское выражение, что «дети растут в капусте». Медику понятны первые лепестки развития плода, химику видна таблица периодических элементов описанная в спирали, физику понятна торсионная природа вращения элементарных частиц, электронику лепестки антенных фидеров, философу спираль эволюции, а биоэнергетику уровни спиральных каналов и меридианов, физиологу спирали ушных раковин, гайморовых пазух, кожных рисунков и т.д.
Модель просматривается и в виде простой русской матрёшки, где семь сестричек и есть углубление единого целого, которое описано в русских летописях вплоть до 3-го тысячелетия до новой эры. Это и есть наша этнокультура, закрытая до поры учёному человеку, который отделил науку от человека, начав исследования среды и поставившего систему доказательств выше интуитивного восприятия мира или культурного вероисповедания, я имею ввиду культуру традиций, впитанных с молоком матери.
Изучаем педагогический, социальный и биоэнергетический портрет человека, в частности ребёнка. Общее название валеопортрет. В него включаются:
Изучаем Духовно- нравственные ценности здоровья, разрабатываем свою формулу здорового состояния человека.
Используем средства и методы природного оздоровления:
Отслеживаем динамику развития ребёнка в условиях природной практики
Развиваем этнопедагогику и изучаем её влияние на формирование личности ребёнка.
Накапливаем опыт как собственного природного развития, так и обобщаем результаты педагогического процесса и делаем соответствующий анализ.
Учитывая новизну исследований готовы к сотрудничеству и развитию природной практики со специалистами в области педагогики, социологии, медицины, культурологии,
физической культуры и т . д. Принимая во внимание, что существуют критические высказывания как в адрес валеологии, так и в наш адрес, надеемся что здоровый научный подход позволит снять многие вопросы и проблемы и поднять на высоту те ростки педагогики здоровья, которые уже десятилетия с трудом пробиваются сквозь бетон мышления отдельных руководителей и невежд.
Педагог - валеолог, инженер металлург,
Руководитель Гуманитарного Центра Ивановых СУДУ
Ю.Г.Иванов