В данном докладе я
обозначил только эту проблему и попытался
дать несколько цитат Учителя, которые
дают первое впечатление о его личном
отношении к национальным вопросам. Это
тема большого исследования, и оно ещё
впереди. Однако нам необходимо знать
основные положения, чтобы избежать
ошибок в своей жизни.
Тема национализма
стала очень актуальной в связи с тем,
что общая советская идеология рухнула
и на арену вышли средневековые
политические, религиозные, шаманские,
изотерические и прочие учения и практики,
которые основательно расшатывают
отношения между народами.
Национали́зм
— идеология и направление политики,
базовым принципом которых является
тезис о ценности нации как высшей формы
общественного единства и её первичности
в государствообразующем процессе.
Отличается многообразием течений,
некоторые из них противоречат друг
другу. Как политическое движение,
национализм стремится к защите интересов
национальной общности в отношениях с
государственной властью.
В своей основе национализм
проповедует верность и преданность
своей нации, политическую независимость
и работу на благо собственного народа,
объединение национального самосознания
для практической защиты условий жизни
нации, её территории проживания,
экономических ресурсов и духовных
ценностей. Он опирается на национальное
чувство, которое родственно патриотизму.
Эта идеология стремится к объединению
различных слоёв общества, невзирая на
противоположные классовые интересы.
Она оказалась способной обеспечить
мобилизацию населения ради общих
политических целей в период перехода
к капиталистической экономике.
В силу того, что многие
современные радикальные движения
подчёркивают свою националистическую
окраску, национализм часто ассоциируется
с этнической, культурной и религиозной
нетерпимостью. Такая нетерпимость
осуждается сторонниками умеренных
течений в национализме.
Русскоязычные СМИ
«национализмом» часто называют
этнонационализм, в особенности его
крайние формы (шовинизм, ксенофобия и
др.), которые делают акцент на превосходстве
одной национальности над остальными.
Многие проявления крайнего этнонационализма,
включая разжигание межнациональной
розни и этническую дискриминацию,
относятся к международным правонарушениям.
Поэтому надо различать национализм,
шовинизм, экстремизм, ксенофобию и не
ставить между ними знаки равенства.
Существование наций.
Национализм постулирует, что человечество
законами природы поделено на фундаментальные
единицы — автономные и самодостаточные
нации, которые отличаются набором
определённых объективных характеристик.
Всего на Земле около 7200 наций и народностей.
Суверенное
право нации на самоопределение.
Национальные проекты могут осуществляться
только в собственном государстве. Нация
имеет право сформировать своё государство,
которое должно включать в себя всех
членов нации. Для каждой непрерывной
территориально–административной
единицы политические границы должны
совпадать с культурно–этническими.
Таким образом, нация обладает высшей
(суверенной) властью над чётко ограниченной
территорией, в пределах которой проживает
достаточно однородное население.
Первичность нации в
государствообразующем процессе. Нация
является источником всей политической
власти. Единственным легитимным типом
правительства является национальное
самоуправление. Каждый член нации имеет
право непосредственно участвовать в
политическом процессе. Тем самым
национализм символически приравнивает
народ к элите.
Национальная
самоидентификация. Национализм считает
необходимой общность языка и культуры
для всего населения в пределах единой
административно–территориальной
единицы. Люди отождествляют себя с
нацией ради свобод и самореализации. С
другой стороны, нация гарантирует
членство и самоидентификацию даже тем,
кто не чувствует себя частью никакой
другой группы.
Солидарность. Единообразие достигается
за счёт объединения людей на почве любви
и братства, а не путём навязывания
определённой культуры. Важно, чтобы
члены нации ощущали узы солидарности
и действовали не одинаково, а в унисон,
соизмеряли свои усилия с устремлениями
других.
Можно много говорить о национализме,
его положения очень широкие. Например,
что нация — это высшая ценность и так
далее. Однако в русле Учения Иванова
необходимо на этот вопрос посмотреть,
на мой взгляд, вот с какой стороны. В
национализме преданность индивида
национальному государству превыше
индивидуальных или других групповых
интересов. Задача граждан — поддерживать
легитимность своего государства.
Укрепление национального государства
является главным условием для всеобщей
свободы и гармонии. А вот как относиться
непосредственно к самому институту
государства? Это правовое должно быть
государство? Или государство, в котором
действуют законы этики? И как это
государство должно вписываться в систему
межгосударственных и территориальных
отношений?
Может быть,
нужно окунуться в глубь нашей древнерусской
традиции, когда существовала Держава
народов, которые жили бок о бок именно
на основе этических отношений, в которых
был своеобразный кодекс взаимодействия
между племенами и родами. Понятно, что
сейчас время иное, и модель римского
права и, вообще, византийская модель
управления народами является основной,
и даже представить сложно, что её можно
изменить. Но ведь надо что–то делать,
надо пробовать, надо договариваться, а
не воевать за территории и государства.
Какой выход
подсказывает Учитель Иванов? Можно
говорить об основных постулатах его
Учения, в которых говорится, что нужно
снижать свои потребности и отказываться
от материальных излишеств, что нужно
своё ставить, а другому не мешать, и т.п.
Однако это не устраивает тех, кто видит
в системе Иванова деструктивную силу.
Поэтому следует более детально
рассматривать всё, что относится к
формам и методам появления и содержания
государства с точки зрения общих
подходов.
Например,
существует такое интересное направление
в философии и в политике как этносимволизм.
Этносимволизм отстаивает точку зрения,
что корнем национализма, наряду с
экономикой, является этническая
принадлежность. Хотя этносимволисты
не считают нацию исконным или естественным
образованием, они полагают, что в её
основе лежит относительно древняя
история и национальное самосознание.
Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную
эпоху возникло множество этнических
сообществ, представлявших собой население
с общими элементами культуры, историческими
воспоминаниями, мифами о предках и
обладавшими определённой мерой
солидарности. Границы этнических
территорий не были чётко обозначены.
Поскольку мифы, символы, воспоминания
и ценности переносятся медленно
меняющимися элементами культуры и
жизнедеятельности, то этнические
сообщества весьма долговечны. Некоторые
из этих сообществ перешли в новую фазу
культурно–экономической интеграции
и стандартизации, стали привязаны к
определённой исторической территории
и выработали отличительные законы и
обычаи, — то есть, стали нациями.
На взгляд некоторых
исследователей и ясновидцев, система
Иванова представляет собой давно забытую
ветвь славянского православия, которое
насчитывает более 7 тысяч лет. К сожалению,
исторические источники многократно
переписывались, искажались и уничтожались,
поэтому судить о древней славянской
традиции сейчас очень трудно. Возможно,
возрождение этой традиции и будет
основой нового мировоззрения, в котором
будет место всем культурам, этносам,
нациям и народностям? Мы убеждены в том,
что это возможно.
Поэтому рассмотрим,
как на традицию смотрят философы, учёные
и какие традиции вырисовываются в самой
системе Иванова.
Что такое
традиция? Это универсальная форма
фиксации, закрепления и избирательного
сохранения тех или иных элементов
социокультурного опыта, а также
универсальный механизм его передачи,
обеспечивающий устойчивую
историко–генетическую преемственность
в социокультурных процессах. Тем самым
традиция включает в себя то, что
передается, и то, как осуществляется
эта передача, т.е.
коммуникативно–трансляционно–трансмутационный
способ внутри– и межпоколенного
взаимодействия людей в рамках той или
иной культуры на основе относительно
общего понимания и интерпретации
накопленных в прошлом данной культуры
смыслов и значений. В узком смысле слова
термин «традиция»
употребляется для характеристики
самоорганизующихся и саморегулирующихся
подсистем человеческой деятельности
и связанного с ними социокультурного
опыта. Все элементы традиции пронизаны
символическим содержанием, отсылают к
закреплённым в той или иной культуре
смыслам и архетипах.
Широкое понимание
традиции позволяет рассматривать её
как универсальную форму и механизм
упорядочивания и структурирования
имеющих значение для живущих поколений
людей содержаний любой культуры и её
подсистем. Традиция становится предметом
ряда интеллектуальных операций с целью
обоснования выбираемого будущего
поведения через ссылку на авторитет
прошлого.
Систему Иванова часто
не воспринимают именно потому, что у
неё нет Традиции. А вот христианская
традиция якобы устанавливалась 2 тысячи
лет и имеет богатый опыт. Можно возразить,
что христианская доктрина также
базировалась на более древних традициях
и явно внесла свои коррективы в них, а
возможно и полностью их, извратив в
угоду моделям управления государствами.
Учитель Иванов
в своих работах писал об исторических
ошибках человечества и не только об
этом. Он описал жизнь независимого
человека в Природе и назвал это Портретом.
Причём, когда он писал, то постоянно
оценивал события, в которых находился.
Описывал политические события,
экономические, писал о войнах, о
чиновниках, руководителях и так далее,
поэтому можно на основе его рукописей
судить о его взглядах и предложениях.
Писал он предельно откровенно, смело.
Если мы коснулись национального вопроса,
то можно привести две фразы из его
рукописей касательно национального
вопроса. Например, о государстве Израиль
он написал, что по Природе образовалось
маленькое государство, где евреи могут
теперь жить, собираясь вместе. С другой
стороны он написал, что во времена голода
30–х годов на рынках Украины «свирепствовали
евреи» обирая народ, который попал в
беду. Меня, например, интересуют вопросы
происхождения и появления человека на
Земле, вопросы расового различия и
многое другое. Поэтому в рукописях я
пытаюсь найти ответ на те вопросы,
которые кажутся ныне чуть ли не
риторическими, то есть, безответными.
Пока не всё найдено, и вопросы остаются
открытыми.
Вопрос о традиции
системы Иванова можно решать несколькими
путями. С одной стороны, очень многое,
что предложил Иванов, совпадает с
древнерусскими традициями, некоторые
из которых известны из первоисточников,
а некоторые спонтанно всплывают из
подсознания в процессе самой практики.
С другой стороны, он заложил основы
новой и небывалой традиции, история
которой уже существует десятки лет.
Наше отношение к системе
Иванова, которое мы отстаиваем в виде
Учения Иванова, базируется на том, что
всё предложенное Ивановым является
социокультурным явлением нашей жизни.
Не религией, не технологией лечения, не
шаманством, а, именно, современной
русской культурой и новой традицией.
Современное понятие
«культуры» как цивилизации в основном
сформировалось в XVIII — начале XIX веков
в Западной Европе. В дальнейшем это
понятие, с одной стороны, стало включать
различия между разными группами людей
в самой Европе, а с другой стороны —
различия между метрополиями и их
колониями по всему миру. Нас интересует
то, что в данном случае понятие «культуры»
является эквивалентом «цивилизации»,
то есть, антиподом понятия «природа».
В общем, мировая философия определяет
культуру как результат постоянного
совершенствования, вытекающего из
процессов получения знаний обо всём,
что нас касается, её составляет всё
лучшее, что было сказано и помыслено».
Разговор о культуре начну со слов
Освальда Шпенглера: «Цивилизация
возникает там, где умирает культура».
Культура (лат. воспитание,
почитание) — область человеческой
деятельности, связанная с самовыражением
человека, проявлением его субъективности.
Именно поэтому всякая культура имеет
дополнительные характеристики, так как
связана как с творчеством человека, так
и повседневной практикой, коммуникацией,
отражением, обобщением и его повседневной
жизнью. Культура является маркером и
основой цивилизаций и предметом изучения
культурологии. Культура не имеет
количественных критериев в численном
выражении.