Классические подходы и современная педагогика здоровья.
(Начало доклада)
Современные представления о педагогике здоровья начали формироваться только в последние годы. В русле валеологиии педагогика здоровья занимает особое место, возможно даже отдельное, и рассматривать ее надо, как отдельную дисциплину. Объясним это более конкретно. Область здоровья в программах детсадов, школ и вузов, как правило, ассоциировалась с физической культурой, гигиеной, профилактикой, здоровым образом жизни и оздоровлением с помощью естественных сил природы. Комплексное же обучение знаниям здоровья сталдо возможным с введением валеологии - науки о здоровье человека. Углубляя эту науку, необходимо учитывать, что спектр знаний о здоровье довольно широк, а систем, моделей, форм и методов необозримое множество. Для выработки ясной, простой и доступной программы обучения по валеологии необходима некая первооснова, отвечающая как знаниям оздоровительных мероприятий, так и форме их передачи подрастаюшему поколению. Особое место в этой основе должно уделяться неразрывному звену: мировоззрение - энергетика - физиология - практика. Эта цепочка формирования состояния человека не должна рассматриваться отдельно или в обратном порядке, иначе путь к легкому и комфортному состоянию человека длинный и не оптимальный. Педагогика, как наука передачи знаний, имеет классические традиции и может помочь в создании определенной технологии, позволяющей понимать, знать, уметь и творить себя, как эволюционирующей в природе личности. Какие основные принципы можно использовать в педагогике здоровья? Из своего опыта выделим несколько:
Исходя из этих постулатов рассмотрим классические формы оздоровления человека и перспективно развивающиеся формы.
Первый принцип - самодостаточность. Классический взгляд на больного - это когда мы воспринимаем болезнь, как фактор биопатогенный, проникающий в человека, и мы пытаемся внешними же факторами лечить человека. Как правило, причины проникновения в человека болезни исследуются мало, в основном, это определение условий. Мировоззренческая сторона человека, впустившего в себя болезнь, практически остается неизвестной. Общий подход такой: любая болезнь несет в себе некую идею или энергетическую основу, которую человек не распознает. Поэтому лечение сводится не к удалению причин, а ликвидации следствий. Стремление человека к совершенному состоянию в природе сводится к восстановлению утраченного равновесия, нарушеная генетическая картина человека стремится взять в природе недостающие цепочки. Утраченные здоровые заряды за счет осмотических сил пытаются восстановиться, больное состояние пытается восстановиться здоровым (пример туберкулезников - Евпатория) и т.д., вплоть до того, что женщина стремится к мужчине и наоборот. Если учесть, что человек в природе самодостаточен, то возникают новые подходы. Например, внутреннее ядро человека - это женское начало, а мужское - это оболочка. Интуитивно рождающеся состояние (женское) завершается защитно-организационной структурой внутри одного и того же тела. Поэтому педагогический принцип оздоровления следующий: если виновато женское начало (выброс эмоций, инертныхз инсктинктов и непродуманных действий), то мужское состояние не должно пропустить его наружу, а организованно завернуть эти состояния внутрь, иначе будет нарушен баланс. Если действует внешняя биопатогенная идея, фактор, то мужская оболочка выталкивает наружу эти напряжения, тем самым сохраняя равновесие. Принцип самодостаточности помогает глубже понять систему самоорганизации, кислотно-щелочного равновесия и т.д. А учитывая, что любой вирус, инфекция имеют идейные характерные особенности (их полевая энергетика первична), защитные функции организма, в первую очередь, должны рассматривать суть явления: идеитуберкулеза, гриппа, ВИЧ, радиации и далее - кифозы, лордозы, сколиозы, артрозы и т.п.
Второй принцип эволюционного развития тоже рассматривается по-новому. Классический взгляд - человек - венец творения. Но есть, якобы, ошибки, атавизмы: аппендикс удаляем, миндалины удаляем, вилочковая утрачивается и т.п. А то, что это главные внутренние и внешние анализаторы, в расчет не принимается (аппендикс - анализатор внутренних сред, миндалины - внешних). Природные задатки при отсутствии практики утрачиваются к 5-6 годам, а на всю жизнь остается доминанта навязанных установок: холодное - плохо, мой руки перед едой и т.п.
Классическая восточная медицина вообще все рассматривает в противоположностях. Но поиск внешних противоречий обязательно проявит внутренние, это известно из многих фактов. Если человек имеет заболевание, значит, он находит противоречия вне себя. Чем больше конфликтов его сознание видит в обществе, тем сложнее ему установить внутреннюю гармонию. Педагогика здесь следующая. Человек - это дитя природы и, если она его родила, то в нем есть все ее качества: и плохие и хорошие. Разум человека должен в единстве рассматривать происходящие явления, и т.к. они маятниковые, сложно ввести в энергетическое равновесие функции организма, учитывая одни и избегая другие явления. Эволюционный переход человека заключается в том, что легкое и комфортное состояние достигается накоплением разноименных потенциалов равной абсолютной величине. Чем больше заряд человека, тем больше он защищен, чем больше разбалансировка, тем больше проблем сдвигов в организме, психологического дискомфорта.
Третий принцип - работа творит орган. Взаимоотношения внутреннего и внешнего - один из узловых моментов здоровья человека. Если человек вне себя создает образ по потенциалу выше, чем он сам, то организм разрушается. Любое поклонение перед чем либо, перед кем либо направляет векртор развития человека на зависимое состояние. Например, можно сказать, что человек определяет условия, а можно сказать , что человек адаптируется к условиям. Эти два подхода противоположны. При первом подходе доминирует человека, и с детства надо усиливать у ребенка его собственные достоинства, храня и свои. Тогда и зрелость быстрее и самоорганизация выше. Например, закаливание, открытость природным факторам, обучение за партами стоя ведет не только к улучшению осанки, общего здоровья. Энергия, идущая изнутри, дает легкое восприятие мира, способствует открытию сознания. Подрастающий человек начинает осознавать, что человек - это Вселенная, Творец, ядрышко пламенное. При адаптации человеческий фактор теряется, сознание человека ждет выздоровления от условий (санатории, врачи, таблетки, кумиры, идеи и т.п.).
Четвертый принцип - неразрывности или тождественности. Если человек примет для себя это понятие, то в корне изменится его энергетическая основа. В нем есть все , и формы биологического накопления энергии постепенно будут изменяться. Рано, видимо, говорить о механизмах энергетического автотрофного перехода, однако, этот вопрос надо изучать более подробно - опыт-то есть: выход на 250-280 дней в году без пищи и воды уже многие годы. Мы знаем, как в методическом плане перейти к единству резонансных состояний в природе, когда сила человека разворачивается изнутри, а не загоняется внешними источниками (метод закалки - рост энергрии изнутри, а не через растирание). Это касается как раз и пятого принципа независимости в природе.
Теперь о педагогических задачах:
Необходимо понять детерминизм превращений в человекек этих состояний: мировоззренческое превращается в энергетическое состояние, энергетическое в функциональное, функциональное в биологическое, биологическое в осязательное - практическое. Явно увидеть возникшую проблему - практические решить проблему здоровья. Это наша изюминка в педагогике здоровья.
Кругозоркий, ориентирующийся в природе человек резко отличается защитными функциями и самоорганизацией. У несамостоятельного человека клетки под действием радиации теряют ориентир и не могут вернуться в исходные зоны. (Т-киллеры, Т-супрессоры).
Основные педагогические задачи - это усиление ориентировки ребенка и его независимости от наводок и стрессового состояния. Постановка задачи должна мотивироваться в распознавании (функции щетовидной железы) и удалении ненужных факторов, тогда и будет завершение иммунной реакции (Т-киллерами). Иммунная память тоже должна быть усилена педагогическими методами, чем решается задача по выработке антител и усилению других защитных функций организма.
(Материалы семинара записаны на видео ДВД)
(Начало доклада)
Современные представления о педагогике здоровья начали формироваться только в последние годы. В русле валеологиии педагогика здоровья занимает особое место, возможно даже отдельное, и рассматривать ее надо, как отдельную дисциплину. Объясним это более конкретно. Область здоровья в программах детсадов, школ и вузов, как правило, ассоциировалась с физической культурой, гигиеной, профилактикой, здоровым образом жизни и оздоровлением с помощью естественных сил природы. Комплексное же обучение знаниям здоровья сталдо возможным с введением валеологии - науки о здоровье человека. Углубляя эту науку, необходимо учитывать, что спектр знаний о здоровье довольно широк, а систем, моделей, форм и методов необозримое множество. Для выработки ясной, простой и доступной программы обучения по валеологии необходима некая первооснова, отвечающая как знаниям оздоровительных мероприятий, так и форме их передачи подрастаюшему поколению. Особое место в этой основе должно уделяться неразрывному звену: мировоззрение - энергетика - физиология - практика. Эта цепочка формирования состояния человека не должна рассматриваться отдельно или в обратном порядке, иначе путь к легкому и комфортному состоянию человека длинный и не оптимальный. Педагогика, как наука передачи знаний, имеет классические традиции и может помочь в создании определенной технологии, позволяющей понимать, знать, уметь и творить себя, как эволюционирующей в природе личности. Какие основные принципы можно использовать в педагогике здоровья? Из своего опыта выделим несколько:
Исходя из этих постулатов рассмотрим классические формы оздоровления человека и перспективно развивающиеся формы.
Первый принцип - самодостаточность. Классический взгляд на больного - это когда мы воспринимаем болезнь, как фактор биопатогенный, проникающий в человека, и мы пытаемся внешними же факторами лечить человека. Как правило, причины проникновения в человека болезни исследуются мало, в основном, это определение условий. Мировоззренческая сторона человека, впустившего в себя болезнь, практически остается неизвестной. Общий подход такой: любая болезнь несет в себе некую идею или энергетическую основу, которую человек не распознает. Поэтому лечение сводится не к удалению причин, а ликвидации следствий. Стремление человека к совершенному состоянию в природе сводится к восстановлению утраченного равновесия, нарушеная генетическая картина человека стремится взять в природе недостающие цепочки. Утраченные здоровые заряды за счет осмотических сил пытаются восстановиться, больное состояние пытается восстановиться здоровым (пример туберкулезников - Евпатория) и т.д., вплоть до того, что женщина стремится к мужчине и наоборот. Если учесть, что человек в природе самодостаточен, то возникают новые подходы. Например, внутреннее ядро человека - это женское начало, а мужское - это оболочка. Интуитивно рождающеся состояние (женское) завершается защитно-организационной структурой внутри одного и того же тела. Поэтому педагогический принцип оздоровления следующий: если виновато женское начало (выброс эмоций, инертныхз инсктинктов и непродуманных действий), то мужское состояние не должно пропустить его наружу, а организованно завернуть эти состояния внутрь, иначе будет нарушен баланс. Если действует внешняя биопатогенная идея, фактор, то мужская оболочка выталкивает наружу эти напряжения, тем самым сохраняя равновесие. Принцип самодостаточности помогает глубже понять систему самоорганизации, кислотно-щелочного равновесия и т.д. А учитывая, что любой вирус, инфекция имеют идейные характерные особенности (их полевая энергетика первична), защитные функции организма, в первую очередь, должны рассматривать суть явления: идеитуберкулеза, гриппа, ВИЧ, радиации и далее - кифозы, лордозы, сколиозы, артрозы и т.п.
Второй принцип эволюционного развития тоже рассматривается по-новому. Классический взгляд - человек - венец творения. Но есть, якобы, ошибки, атавизмы: аппендикс удаляем, миндалины удаляем, вилочковая утрачивается и т.п. А то, что это главные внутренние и внешние анализаторы, в расчет не принимается (аппендикс - анализатор внутренних сред, миндалины - внешних). Природные задатки при отсутствии практики утрачиваются к 5-6 годам, а на всю жизнь остается доминанта навязанных установок: холодное - плохо, мой руки перед едой и т.п.
Классическая восточная медицина вообще все рассматривает в противоположностях. Но поиск внешних противоречий обязательно проявит внутренние, это известно из многих фактов. Если человек имеет заболевание, значит, он находит противоречия вне себя. Чем больше конфликтов его сознание видит в обществе, тем сложнее ему установить внутреннюю гармонию. Педагогика здесь следующая. Человек - это дитя природы и, если она его родила, то в нем есть все ее качества: и плохие и хорошие. Разум человека должен в единстве рассматривать происходящие явления, и т.к. они маятниковые, сложно ввести в энергетическое равновесие функции организма, учитывая одни и избегая другие явления. Эволюционный переход человека заключается в том, что легкое и комфортное состояние достигается накоплением разноименных потенциалов равной абсолютной величине. Чем больше заряд человека, тем больше он защищен, чем больше разбалансировка, тем больше проблем сдвигов в организме, психологического дискомфорта.
Третий принцип - работа творит орган. Взаимоотношения внутреннего и внешнего - один из узловых моментов здоровья человека. Если человек вне себя создает образ по потенциалу выше, чем он сам, то организм разрушается. Любое поклонение перед чем либо, перед кем либо направляет векртор развития человека на зависимое состояние. Например, можно сказать, что человек определяет условия, а можно сказать , что человек адаптируется к условиям. Эти два подхода противоположны. При первом подходе доминирует человека, и с детства надо усиливать у ребенка его собственные достоинства, храня и свои. Тогда и зрелость быстрее и самоорганизация выше. Например, закаливание, открытость природным факторам, обучение за партами стоя ведет не только к улучшению осанки, общего здоровья. Энергия, идущая изнутри, дает легкое восприятие мира, способствует открытию сознания. Подрастающий человек начинает осознавать, что человек - это Вселенная, Творец, ядрышко пламенное. При адаптации человеческий фактор теряется, сознание человека ждет выздоровления от условий (санатории, врачи, таблетки, кумиры, идеи и т.п.).
Четвертый принцип - неразрывности или тождественности. Если человек примет для себя это понятие, то в корне изменится его энергетическая основа. В нем есть все , и формы биологического накопления энергии постепенно будут изменяться. Рано, видимо, говорить о механизмах энергетического автотрофного перехода, однако, этот вопрос надо изучать более подробно - опыт-то есть: выход на 250-280 дней в году без пищи и воды уже многие годы. Мы знаем, как в методическом плане перейти к единству резонансных состояний в природе, когда сила человека разворачивается изнутри, а не загоняется внешними источниками (метод закалки - рост энергрии изнутри, а не через растирание). Это касается как раз и пятого принципа независимости в природе.
Теперь о педагогических задачах:
Необходимо понять детерминизм превращений в человекек этих состояний: мировоззренческое превращается в энергетическое состояние, энергетическое в функциональное, функциональное в биологическое, биологическое в осязательное - практическое. Явно увидеть возникшую проблему - практические решить проблему здоровья. Это наша изюминка в педагогике здоровья.
Кругозоркий, ориентирующийся в природе человек резко отличается защитными функциями и самоорганизацией. У несамостоятельного человека клетки под действием радиации теряют ориентир и не могут вернуться в исходные зоны. (Т-киллеры, Т-супрессоры).
Основные педагогические задачи - это усиление ориентировки ребенка и его независимости от наводок и стрессового состояния. Постановка задачи должна мотивироваться в распознавании (функции щетовидной железы) и удалении ненужных факторов, тогда и будет завершение иммунной реакции (Т-киллерами). Иммунная память тоже должна быть усилена педагогическими методами, чем решается задача по выработке антител и усилению других защитных функций организма.
(Материалы семинара записаны на видео ДВД)