Другими важными аспектами философии и практики П.К.Иванова являются такие категории, как Идея Жизни и Духовность Человека. Согласно нашей модели данные категории при формировании Учения Иванова относятся к мировоззренческим позициям Учителя Иванова.
В рукописях П.К. Иванова обращает на себя внимание его высказывание о том, что «его идея включает в себя все исторические идеи». В общем плане идея — это форма постижения мыслью явлений объективной реальности, включающей в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования Мира. Понятие идеи было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл идеи неделимыми умопостигаемыми формами, атомами. Для Платона идеи — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века идеи понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу. В более позднее время на первый план выдвигается теоретико–познавательный аспект идеи — разрабатывается учение об идеях как способе человеческого познания. Кант называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. По Фихте, идеи — это имманентные цели, согласно которым "Я" творит мир. Для Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.
В марксистско–ленинской концепции идеи являются активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности. В зависимости от своего содержания идеи, отражающие общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные идеи, искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены классам, выступают тормозом общественного прогресса. Идеи, верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
В работах П.К.Иванова мы встречаем несколько основополагающих идей, в частности и «Идею Действительности» и «Идею Жизни».
Так как вопрос о понимании рукописей Учителя ещё долго будет стоять открытым, приведём «Идею действительности» Учителя в оригинальном виде:
«ИДЕЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
Ужасное несчастье пережить самого себя. Это всё равно, что сойти с ума. Слово Идея это есть как дыхание и мысли Единого Вечного Бога мудрости, обитающего в Природе. Дыхание и мысли это есть вечное и бесконечное безначальное существующее бессмертие.
Человек, постигший эту идею, носит в себе тело и /или/ слово вечное и бесконечное или бессмертное. Да постигает человек своим умом вечную идею.
Душевный ум мужской и женский — образ совместного разума, достигающего эту идею. Мысли или тело это есть человек внутренний, нравственный, духовный. Он познан природой и вечно в нравственном законе. В этом человеке душевный разум однокопеечный стоит на весах. Он бессилен и легок для нравственного разума. Нравственный разум занял (вместо) место вместо душевного.
Итак, духовный разум судит то и другое: и душевное и свыше – духовное. Так и человек, постигающий вечное брожение в творчестве природы.
Кто так судит и умеет рассуждать, это есть человек в Природе новый, или является новой тварью в Природе. Когда мужчина и женщина — обе стороны — достигают этой идеи справедливости, когда ум и чувства — и одна воля, и одно сердце, и одни помышления, и одно направление к Вечной Идее, и один характер нравственного закона, они становятся как один Человек.
Закон древний говорит: да будет двое одна плоть. Это есть новый воскресший человек, который является будущим миром. Новым миром, нравственным, духовным, миром справедливым, в совершенной любви. Любовь разрастается в своём могуществе. Когда человек постигает этот образ и идеал Вечной жизни, тогда природа в нём не будет иметь власти над ним, и займёт в нём место любовь.
Любовь и воля разрастаются в человеке, ибо любовь и воля в человеке это есть сердце, которое управляет биением пульса.
Человек душевный это есть видимая сторона, в котором дыхание в ноздрях, которому дан природой ум, и человек своим умом постигает нравственный закон. И когда душевный ум уступит духовному разуму, тогда душевный исполняется духовным. И тогда стоят оба наравне, в полной любви и воле.
Человек, имевший душевный однокопеечный разум, достигает высокого духовного разума. Этот человек называется духовным, нравственным, он познан природой. Нравственный человек с высоким разумом. Он судит то и другое, о нём судить не могут, потому что в нём идеал справедливости, В нём дух свидетельствует что всё, что от него и для него, взято от великого разума.
Это будет человек Он и Он.
В человеке есть мозговые шарики, которые вырабатывают мысли. Это есть разум невидимый. Это есть сила человека свыше. (Конец рукописи).
Можно только кратко констатировать, что в данной работе П.К.Иванова идея бессмертия и идея вечной жизни рассматривается с позиций духовного и нравственного закона. Стремление к воскрешению и появление нового человека обусловлено соединением в единое целое мужского и женского начал, а также через формирование нравственного человека с высоким разумом, который будет являться идеалом справедливости.
Это и есть «Идея жизни», проектное познание сущности Природы и мотивация жизни, стремление к которой создаёт новые, ранее не существовавшие формы реальности. А так как в работе П.К.Иванова «Идея действительности» говорится о духовном разуме, то следует об этой философской категории сказать подробнее.
Наиболее важный философский аспект в системе Иванова связан с понятием духовность. Часто сторонников Учителя Иванова чуть ли не обвиняют в том, что они «нищие духом», так как обращаются своими устремлениями к «плохим силам» Природы, а не к Богу.
Попробуем разобраться с этим вопросом. Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно–воспитательной или патриотической работы. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.
Вопрос о том, что есть дух и духовность, имеет целый спектр возможных ответов. Очень часто происходит подмена понятий: то, что является личностным ростом, преподносится в качестве духовного развития. Платон и Аристотель определяют дух как чисто идеальную силу, формирующую, но не создающую хаотическую материю. Высшая форма духа — ум, мыслящий сам себя, то есть, самоосознающее мышление.
Средневековые теологи Ансельм, Фома Аквинский отождествляют ум с Богом, где Бог есть дух. Они видят в Боге личность, которая творит материальный мир. Духовность в этом смысле — аспект взаимоотношений с Богом.
Если говорить о сознании человека и о его разуме, то можно говорить об их слоистости. В нашей модели «Матрёшка» видно, что одни уровни связаны с персональными, личностными качествами, управляемыми рефлекторно и осознанно в виде «поведенческой регуляции». Это личностный уровень, или персональный, хотя он всё равно связан с силами Природы в человеке.
Глубже находится уровень надличностный, или трансперсональный, связанный, в том числе, с нашим коллективным бессознательным, а ещё глубже — «потоковый», или уровень нашей связи с божественным. То есть, если «копать» сквозь личностный уровень, сквозь архетипический слой сознания, мы попадаем в потоковый слой — уровень нашего воплощения как проявленной части Абсолюта. Именно поэтому духовный путь часто начинается с преобразования личности. Всё, что делается для личностного развития, является предпосылкой к духовности. Но духовность предполагает целостное развитие человека. Человек должен быть здоров физически, душевно и социально.
Развитие сознания охватывает весь спектр от доличностного к личностному и надличностному, от подсознательного к самосознанию и сверхсознательному и Духу. Структуры сознания, некоторые аспекты которых могут быть бессознательными, включают в себя тело, ум, душу и дух.
Исследователи великих мировых духовных традиций, концентрированная мудрость которых была названа вечной философией, указывали, что в основе её лежит представление о том, что реальность состоит из различных уровней существования — уровней бытия и познания, простирающихся от материи к телу, разуму, душе и духу. Каждый вышележащий уровень превосходит, но включает в себя все нижележащие, так что это концепция целых внутри целых внутри целых до бесконечности, восходящих от низшего к Божественности.
Каждое более высокое измерение охватывает и включает в себя все более низкие, подобно последовательности концентрических окружностей или сфер. Об этом мною говорилось в диссертационной работе «Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности».
В течение последних трех тысяч лет, или около того, среди представителей вечной философии существовало почти единодушное и межкультурное согласие в отношении общих уровней Великого Гнезда, хотя конкретное число этих уровней могло быть весьма разным. Некоторые традиции различали только три основных Уровня или сферы (тело, разум и дух — или материальное, тонкое и каузальное). Другие выделяют пять уровней (материя, тело, разум, душа и дух), третьи насчитывают семь (например, семь родников). И в большинстве традиций, кроме того, существует очень сложное расщепление этих уровней, нередко достигающее 12, 30 и даже 108 подуровней бытия и познания, которые можно обнаружить в этом необычайно богатом Космосе.
Из модели «Русский вектор» нам видно, что таких центров — 7. Самый глубокий потоковый уровень это наше сердце. Самый верхний — Вышень, родник самой Природы.
Следует сказать, что эти уровни и подуровни, о которых говорят вечные мудрецы, не являются продуктом метафизического рассуждения или изощрённой абстрактной философии. В действительности, они почти во всех отношениях представляют собой модификации непосредственных эмпирических реалий — от чувственного опыта до ментального и духовного опыта. И в нашем случае в модели «Русский вектор» наглядно и ясно виден именно вектор живого потока. Он отражает весь спектр бытия и сознания, доступный для непосредственного эмпирического раскрытия — от подсознания до самосознания и сверхсознания. Более того, открытие этой волны с годами проходит практическую проверку и становится методологическим фактором раскрытия нашего сознания и укрепления связи разума с космопланетарной Природой, с её Духом.
Надо отметить, что во многих культурах, учениях и традициях, эта модель часто очень похожа, порой почти тождественна, и этот факт говорит нам, что мы живём в структурированном Космосе, что эти удивительные структуры могут быть замечены, что почти в каждой культуре они были замечены проницательными людьми.
Великие учения горят о том, что каждое более высокое измерение в Природе — от материи до тела, разума, души и духа — превосходит и включает в себя все предыдущие, так что живые тела превосходят, но включают в себя неорганическую материю, разумы превосходят, но включают в себя живые тела своих носителей, просветлённые души превосходит, но включают в себя концептуальные умы, а сияющий дух превосходит и включает в себя абсолютно всё. Таким образом, дух — это самая высочайшая волна и вездесущая основа всех волн, выходящая за пределы Всего, и включающая в себя Все. Природа — это многомерная сеть любви и, как бы её ни называть, она не оставляет ни одного уголка Космоса не затронутым заботой или чуждым тайнам благодати.
Однако во многих учениях говорится о том, что Дух полностью трансцендентен и полностью имманентен. Если мы вообще хотим пытаться концептуализировать Дух, нам следует, по крайней мере, стараться принимать во внимание оба этих аспекта. Патриархальные религии, как правило, акцентируют трансцендентальный, «потусторонний» аспект духа; а матриархальные, неоязыческие религии склонны подчеркивать полностью имманентный или «посюсторонний» аспект Духа. Каждый из них важен, и в подлинно интегральном мировоззрении должно найтись достаточно места для них обоих. Во всяком случае, в философии Учителя Иванова мы имеем утверждение, что «Дух обитает в Природе, в воздухе, воде и земле». И здесь вопрос о трансцендентности или не трансцендентности пока остаётся открытым. Подсказкой может быть утверждение П.К.Иванова о том, жизнь зародилась как чисто физическое явление. И если мы говорим о духовном разуме, то понимаем его как разум природный, духовно просветлённый силами Природы.
Природа в самой своей основе — это простирающееся от материи к уму и к духу огромное пространство развития, в котором разнообразные потенциальные возможности развёртываются, становясь актуальными. Природа проективна устремлениями людей, которые находятся близко к ней, люди — созидающая сила Природы.
Один из самых трудных вопросов состоит в том, обязательно ли сама духовность развивается поэтапно. Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как мы определяем «духовность». Существует, по меньшей мере, пять разных определений, два из которых, судя по всему, предполагают наличие этапов, а остальные три — нет. Все они представляются вполне правомерными значениями слова «духовность», однако абсолютно необходимо уточнять, что имеется в виду в каждом случае. По существу они, может быть, представляют собой пять очень важных аспектов общего феномена, который мы называем «духовностью», и все заслуживают быть в той или иной степени включёнными в любую интегральную модель, в том числе и нашу.
Вот эти пять общепринятых определений:
1). Духовность связана с высшими уровнями любых линий развития.
2). Духовность — это общая совокупность высших уровней всех линий развития.
3). Духовность сама представляет собой отдельную линию развития.
4). Духовность — это определённое отношение (такое, как открытость или любовь), которое вы можете иметь на любом этапе развития.
5) Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами развития.
В своих работах ранее я говорил о том, что у нас есть своё понимание духовности, связанное со степенью открытости человека силам Природы. Этапы духовного развития связаны с практикой закалки–тренировки, когда человек постепенно снимает с себя искусственные барьеры между внутренним Миром и внешним. То есть, духовность — это открытость Матери Природе, к людям. При этом происходит процесс, который в философии называется «духовным опытом».
В чём он заключается? Именно в том, что каждый раз, когда человек начинает снимать с себя одежду, здоровается с людьми, т.е. и на вербальном уровне выходит в Природу, когда просит себе здоровья, то есть, устремляется вверх, где, по словам Учителя Иванова, всё чистое и светлое, происходит ответная реакция самой матери Природы. В одном случае она дарит человеку здоровье и силы, а в другом стегает за прошлые ошибки, которые сидят в теле в виде мутированных образов и функций.
Из приведённых ранее 5–ти представлений о развитии духовности, которые взяты из различных философских источников нам ближе по смыслу 4–е определение. Повторим.
Духовность — это определённое отношение (такое, как открытость или любовь), которое вы можете иметь на любом этапе развития. Это, вероятно, самое распространённое и популярное определение. Мы не можем уверенно утверждать, что необходимым отношением является любовь, так как, согласно большинству исследований, любовь, как правило, сама претерпевает развитие. А вот открытость силам Природы — это уже непосредственный акт действия, который развивается. И насколько «открытым» может быть индивид на раннем этапе развития личности? Будем считать, что в данном случае духовность человека пребывает в потенции.
А вот с определением, что Духовность, в основном, связана с пиковыми переживаниями, а не с этапами развития, трудно согласиться. Во многих случаях это может быть верным, но для пиковых переживаний вообще или измененных состояний сознания обычно развитие или поэтапное развертывание не характерно, так как они носят временный, преходящий характер. Следовательно, если определять духовность как пиковое переживание, это не предполагает поэтапного развертывания. В системе Иванова многим знаком тезис Учителя о мгновенном пробуждении центральной части нервной системы, мозга, который называют «снежным пробуждением». Такое пробуждение сознания всё равно связано с поэтапным вхождением в практику закалки–тренировки.
Пиковые переживания включают в себя преходящий опыт психических и тонких сфер, который мы можем интерпретировать посредством архаических, мифических или рациональных структур каждая из которых имеет поэтапное развитие. Это важное определение духовности показывает, что практически на любой стадии развития возможны преходящие пиковые переживания надличностных областей. Вопрос о том, что в таком случае открывается нашему сознанию, требует дальнейшего исследования. Возможно это то, что мы иногда называем вскрытием генетической памяти человека. Временные состояния могут превращаться в устойчивые реализации, которые становятся развивающимися структурами. Если говорить об эволюционном переходе сознания на новый уровень, то этот квантовый переход будет сопровождаться «видением» архаических состояний в которых человек пребывал на протяжении всей свой истории. Сначала это будут действительно пиковые временные состояния, но потом устойчивые реализации станут нормой, они будут подчиняться рассудку и контролироваться нашим сознанием. У обычных людей такие состояния выглядят как предчувствия, как подсказка интуиции перед каким–либо действием. В рукописях Учителя мы встречаем слова о том, что наше «внутреннее око» — это наше семя, и если мы его сбрасываем, то внутреннее «видение» отсутствует.
Пребывание человека одновременно в реальной действительности и включение в процесс видения прошлых реализаций формирует в социуме совершенно новую обстановку, когда опыт видения прошлых жизней и воплощений каким–то образом должен сопровождаться взаимодействием между людьми. И здесь очень важно не сорваться в пропасть конфликтов и болезней прошлого.
Итак, при более внимательном рассмотрении оказывается, что многие аспекты духовности включают в себя один или несколько аспектов, претерпевающих развитие. Это относится к высшим уровням различных линий развития, а также к духовности, понимаемой как отдельная линия развития вызревания личности в природных (социальных) условиях. Для пиковых переживаний поэтапное развитие характерно тем, что в результате этих пиковых переживаний обретаются постоянные реализации. В общем смысле духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно–смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности и открытость Природе.
Во второй части доклада я постараюсь рассмотреть вопросы, связанные тем или иным образом с Учением Учителя Иванова. Какие учения и сферы жизни имеют отношение к природной философии и практике?
1. Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование) — это философия существования. Можно сказать, что это направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
2. Даосизм. Некоторые исследователи напрямую связывают Учение Иванова с этой религиозной школой и философией.
3. Антропоцентризм — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.
4. Агностицизм (от греческого ágnōstos — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания.
5. Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
6. Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе.
7. Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
8. Традиция —
9. Культура —
10. Этика —
11. Мировоззрение и методология — основы Учения Иванова.
Начнём с экзистенциализма. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия, отметим это особо) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Основоположниками учения были Карл Ясперс с 1931 года, русский философ–эмигрант Лев Шестов, француз Жан–Поль Сартр. Н. А. Бердяев. Экзистенциализм возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. Экзистенциальная философия — это философия бытия человека. Основная