Вторник, 19.03.2024, 04:26

Идея жизни

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Содержание сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Комплексная модель

          Тезисы выступления на Учёном Совете Гуманитарного факультета.

                                 Комплексная модель педагогики здоровья

                             как направление в гуманизации образования   

              

       Как нам всем известно, педагогика имеет два значения: первое - это область научного знания, наука,    второе - область практической деятельности, ремесло, творение.

    Каждая наука имеет свой предмет  - область действительности, которую она исследует.

А так как педагогика изучает воспитание и образование, то научный поиск  в области развития человека, сохранения его здоровья и эволюции может существенно  усовершенствовать педагогический процесс. Предмет педагогики, который мы исследуем - это закономерности конкретно-исторического процесса природного воспитания молодёжи, в которых объективные связи между явлениями выстраиваются в теорию и методику воспитания и в педагогическую практику. 

    Почему мы говорим о комплексной модели и как мы понимаем гуманизацию образования? 

    Учитывая многовекторность и сегментарность современных наук возникает вопрос - а где же та центростремительная сила, которая могла бы объединить в единое целое и цементировать человеческую природу в эволюционном переходе на новые рубежи и каким образом этот процесс сделать преемственным и лёгким? Видимо разговор должен идти не о столько стыке наук, а о слиянии их в некий комплекс, который был бы понятен и академику и ребёнку, физику и лирику, педагогу и медику. Эта комплексная модель в педагогическом процессе должна углубляться, а не дробиться. А связующими силами  модели должны стать одухотворение взаимодействия педагога и ученика, понимаемое нами как гуманизация,  т.е. очеловечивание их отношений. Это и право на свободное развитие, проявление своих способностей, это и укрепление силы человека, осознание ценностей жизни и лёгкого здорового состояния. Это нерелигиозная форма, где дивиз понятен и ясен «Всё во имя человека, для блага человека».

     Что же может помочь в реализации этих задач?

     Сначала следует остановиться на проблемах, которые усугубляют ситуацию со здоровьем человека и вызывают конфликты в обществе. На наш взгляд это следующие причины:

     Мы считаем, что гуманитарное образование должно избежать исторических ошибок и через педагогику здоровья реализовать естественно - исторический переход человека на новый уровень развития, можно назвать его как «гомо - эманс», т.е. человека любящего.     

Теперь о путях реализации основной задачи. Напомним, что задача следующая:

     «Создание комплексной педагогической модели педагогики здоровья»

      Рассмотрим первоначальный вариант модели в виде схемы. Центральным и связующим элементом является эволюционно - развивающийся человек. Понятие эволюционно - развивающийся человек следующее: «Человек, который смог одержать победу в себе», человек который максимально открыт природному процессу эволюции, людям, человек, который находится в лёгком комфортном состоянии, человек разумный, здоровый, радостный. Именно он определяет условия в которые попадает за счёт своего разумного поведения. Человек который соединяет внутренний биоритм своего развития с внешним социальным ритмом общественной регуляции. Человек, который рождает своё состояние постоянно приближаясь к вселенским универсальным законам. Эволюция которого определяется открытым природоцелесообразным мышлением и переходом на более высокое энергопостроение.

      Следующие друг за другом секторы -  сегменты единого целого, а именно условий существования человека в обществе. Не человек идёт по замкнутому кругу, как в восточной философии, а  развитие той или иной сферы в зависимости от задач жизнетворчества.

      Развитие модели видится в усовершенствовании эволюционной спирали, точнее в объединении модели волнового процесса, сигнатуры человека  и модели эволюционно-развивающегося человека. Это наглядно видно из нашей валеологической программе, где с самого начала человек рассматривается как  самодостаточная, эволюционная, т.е. развёртывающаяся во времени, неразрывная и независимая личность.

Согласно принципам тождественности элементов в природе эта личность представляет собой универсальный вид, способный выполнять роль творца, а не только созерцателя или тем более раба в природе. Ребёнку спираль понятна в виде капусты. Вспомните русское выражение, что «дети растут в капусте». Медику понятны первые лепестки развития плода, химику видна таблица периодических элементов описанная в спирали, физику понятна торсионная природа вращения элементарных частиц, электронику лепестки антенных фидеров, философу спираль эволюции, а биоэнергетику уровни спиральных каналов и меридианов, физиологу спирали ушных раковин, гайморовых пазух, кожных рисунков и т.д.

Модель просматривается и в виде простой русской матрёшки, где семь сестричек и есть углубление единого целого, которое описано в русских летописях вплоть до 3-го тысячелетия до новой эры. Это и есть наша этнокультура, закрытая до поры учёному человеку, который отделил науку от человека, начав исследования среды и поставившего систему доказательств выше интуитивного восприятия мира или культурного вероисповедания, я имею ввиду культуру традиций, впитанных с молоком матери.

         Очеловечивание науки или говоря научно - гуманизация науки и образования должна происходить в благодатной почве -  в среде, где имеются условия для её восприятия. Мы имеем ввиду наше молодое поколение, которое должно закрепить в себе силы, данные ему природой. Открыть природу детям - главнейшая наша задача. Закрепить и усилить природные задатки, запустить все функциональные системы, регуляторные функции, систему восприятия внешнего мира, научить детей видеть себя частью природы и творцом в природе. Сформировать принципы природного, экологического мышления. Реализовать это в учебно-воспитательном процессе. Найти простые и эффективные критерии оценки своей формулы здоровья. Определить природные формы саморегуляции и коррекции патогенных состояний. Раскрыть причины недугов и уйти от них используя педагогические технологии, помня при этом, что болезнь лучше не пускать в себя, чем лечить.

     Чтобы успешно решать эти задачи нужна и преемственность и новизна подходов. Для этого в первую очередь нужны научные исследования в практике, где инструментом познания является собственное тело и разум. Для этого мы используем следующие механизмы:

Изучаем педагогический, социальный и биоэнергетический портрет человека, в частности ребёнка. Общее название валеопортрет. В него включаются:

Изучаем Духовно- нравственные ценности здоровья, разрабатываем свою формулу здорового состояния человека.

Используем средства и методы природного оздоровления:

Отслеживаем динамику развития ребёнка в условиях природной практики

Развиваем этнопедагогику и изучаем её влияние на формирование личности ребёнка.

Накапливаем опыт как собственного природного развития, так и обобщаем результаты педагогического процесса и делаем соответствующий анализ.

Учитывая новизну исследований готовы к сотрудничеству и развитию природной практики со специалистами в области педагогики, социологии, медицины, культурологии,

физической культуры и т . д. Принимая во внимание, что существуют критические высказывания как в адрес валеологии, так и в наш адрес, надеемся что здоровый научный подход позволит снять многие вопросы и проблемы и поднять на высоту те ростки педагогики здоровья, которые уже десятилетия с трудом пробиваются сквозь бетон мышления отдельных руководителей и невежд.

Педагог - валеолог,   инженер металлург,

Руководитель Гуманитарного Центра Ивановых СУДУ

Ю.Г.Иванов

Copyright MyCorp © 2024