Пятница, 29.03.2024, 01:45

Идея жизни

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Содержание сайта
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Декабрь » 19 » Научно экологическая конференция в Луганске
16:45
Научно экологическая конференция в Луганске

19 декабря 2012 года состояалась научно-практическая конференция по экологии и экологическому воспитанию. Её проводили Управление Образования Луганска и МАУП.

Видеоролик -  http://youtu.be/m11wSxbkG-8

Доклад Ю.Г.Иванова на этой конференции:

 

Философские аспекты экологии

Ю.Г.Иванов, кандидат философских наук

 

Если рассматривать современную экологическую науку как систему знаний в области взаимодействия человека и природы, то в настоящий момент она находится на этапе самоорганизации, в котором появляются и новые направления, и упорядочивается качественное её состояние как научной дисциплины. Прежде чем перейти к экологическому образованию, необходимо отметить, что чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Однако, если изначально не будет дано чёткое определение смысла экологии, то её развитие как науки будет практически не предсказуемо. Тем более, что есть мнение о том, что экология это комплекс наук.

Сначала рассмотрим классические определения экологии как науки.

1.         Экология – познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Одним словом, экология это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

2.         Экология биологическая аука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

3.         Экология наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

Необходимо отметить, что в разделах экологии складывается очень разветвлённая сеть подразделов:

 Аутэкология раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма с окружающей средой. Это поведение как способ приспособления к окружающей среде.

Демэкология раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.

Синэкология раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию и другие.

Учёные уже описывают и законы в теории основ экологии, три из которых звучат так:

1.         Всё связано со всем.

2.         Природа знает лучше нас. Этот закон имеет двойной смысл одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

3.         Ничто не даётся даром.

Мы рассмотрели основополагающие положения экологической науки. А теперь перейдём к рассмотрению экологии с точки зрения практики природного оздоровления человека и общества как системы воспитания подрастающего поколения. В этом плане главный смысл экологического образования состоит в том, чтобы человек знал законы Природы и соблюдал их.

И для этого необходимо сразу определиться с тем, что такое Природа? В классической науке есть такие определения как живая и неживая материя, живая и неживая природа, органическая и неорганическая среда и тому подобное. Если рассматривать человека в единстве с природными явлениями то, безусловно, он является высшим звеном самоорганизации материи, которое представлено на нашей планете Земля. Поэтому жизнедеятельность человечества является доминирующим фактором в эволюции планетарной системы. И от того, каким образом мы организуем нашу жизнь, и будет зависеть наш общий климат экологической системы. Таким образом, мы можем сказать, что Природа – это совместная коэволюция сообщества людей с природной планетарной средой. Чтобы было общее развитие и система не пришла в упадок, необходимы определённые условия. Опишем их.

Эта система должна быть открытой. Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией. Открытая система должна быть достаточно далека от точки термодинамического равновесия. В точке равновесия система обладает максимальной энтропией и поэтому не способна к какой-либо организации: в этом состоянии достигается максимум её дезорганизации, то есть, эволюции нет. Усиление порядка будет идти за счёт случайных отклонений от некоторого среднего положения. Но в открытых системах эти отклонения благодаря усилению неравновесности со временем возрастают и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и возникновению нового. Можно сказать, что сейчас образовалось такое неравновесное состояние в Природе, которое часто воспринимается как негативное, ввиду усиления флуктуаций природных явлений, при котором возникают условия для самоорганизации уровней высшего порядка. И в этом процессе самоорганизации главную роль будет играть положительная обратная связь между человеком и окружающими его природными факторами и явлениями.

Что собой представляет положительная обратная связь в отличие от отрицательной обратной связи между человеком и Природой? Отрицательная связь это когда сигнальная система человека в виде его болевых импульсов реагирует на изменения системы в целом. Человек болеет, и его отклонения не устраняются, а накапливаются. Положительная обратная связь это когда новый порядок и характер мышления человечества формируют новые принципы самоорганизации и эволюции. Сейчас главное, чтобы не наступили необратимые процессы, которые в старой системе координат мышления людей не довели бы до полного разрушения экологической планетарной системы. А новый порядок будет определяться иным вектором жизнедеятельности человечества.

Что можно предложить в этом плане с точки зрения новых подходов? Более 30 лет автор данного доклада изучает систему природного оздоровления человека, предложенную нашим современником П.К.Ивановым. И вот к каким выводам он пришёл.

В 60-х годах прошлого столетия П.К.Иванов описал постулат (аксиому), который он вывел из своей практики. «Всё единичное и точечное тождественно вселенскому и социальному», – написал он. Как мы видим, это положение полностью совпадает со сказанным выше о законах экологической науки, один из которых, повторю, звучит так: «Всё связано со всем». Но П.К.Иванов описал эту аксиому или закон глубже и конкретнее.

Второй вывод, который у П.К.Иванова звучит так: «Нужно стать Победителем Природы». Так как мы постоянно слышим из уст многих мыслителей, что нужно быть в гармонии с Природой, то этот тезис кажется очень реакционным. Предполагается, что мы собираемся чуть ли не уничтожать Природу. Однако, давайте более внимательно посмотрим, о чём идёт речь. Второй закон, о котором говорилось выше, гласит: , что «Природа знает лучше нас». Но о какой Природе мы говорим? «Природа – это коллективная мысль человечества», говорит П.К.Иванов. И если человечество довело планету практически до экологического коллапса, то, может быть, мы виноваты в том, что наши запросы и интенции неверные? Может быть, это сложившееся положение вещей нужно кардинально изменить? То есть победить устоявшиеся привычки потребительского общества. 

Но оказывается это очень трудно сделать. И сигнальная система в виде нашего физического и психического состояния уже подсказывает, что дальше так жить, как мы жили тысячи и тысячи лет, уже нельзя. Мы болеем, умираем и гибнем в целом. Поэтому научные подходы, которые кратко можно охарактеризовать как систему адаптации человека к природным факторам, нужно уже пересматривать. Не адаптироваться к больной Природе, какая она есть ныне, а выстраивать новую самоорганизацию?

Нас недоброжелатели в науке иногда называют «модификаторами», но может быть, нужно уже смелее говорить о том, что адаптироваться к последствиям Чернобыля или Хиросимы, а это тоже наша Природа, уже нельзя? Поэтому через эксперимент в Природе, который провёл за 50 лет практики П.К.Иванов, пришло новое понимание смысла Природы и методологии поведения человека уже новом уровне самоорганизации, которое часто называют автотрофным, ноосферным и тому подобное. Только вот научные сообщества, которые, в основном, лишь только говорят о ноосферном образовании, фактически ничего не делая в практическом плане, потому что мыслят в прежней системе координат, так сказать в «гармонии с больной природой». Поэтому вывод, что «Природа знает лучше нас» справедлива к тем людям, которые и стали, как говорит П.К.Иванов «как Природа сама».

Изучение так называемого «ноосферного образования» позволяет сделать вывод о том, что оно пока далеко от новой системы самоорганизации, ибо в своей основе познания Мира оно опирается на положения старой системы координат со времён «Изумрудных скрижалей» Тота Гермеса или современных схем постижения знаний без практики автотрофной жизнедеятельности.

И третий вывод. Напомню, что в науке его иногда называют так: «Бесплатных обедов не бывает», то есть ничто не даётся даром. Действительно, что же человеку делать в новой системе координат, которую мы называем новой самоорганизацией?

Первое. Имеется практический опыт перехода в новую формацию человека как вида, который позволяет человеку уже на нынешнем этапе эволюции обходиться без пищи более 200 дней в году, а также снижать свои потребности в тёплой одежде, продукции промышленных производств и так далее.

Второе. Новая самоорганизация в доминанте своего развития утверждает  положение, которое можно обозначить как «сознательное бытие» или «осознанное бытие». Это термин предложил П.К.Иванов, тем самым устранив противоречие между утверждениями о том, что  «бытие определяет сознание» или «сознание управляет бытием». То есть поведенческая регуляция жизнедеятельности человека на первый план ставит разумное осознанное терпение в противовес инстинктивным привычкам, наработанным в прежней системе координат. Это есть состояние, при котором нашим рассудком «проектируется» новая среда с учётом сигналов от тела как инструмента познания Мира. Так в новую среду со временем мы входим как в иное состояние Природы.

Третье. Целостное мышление, которое характеризуется адекватным отношением и к тёплым (ныне комфортным) условиям окружающей среды, и к неблагоприятным (не комфортным) условиям (холод, жара, космические излучения и прочее) создаёт условия для вызревания в человеке новой формы сознания. Можно сказать, что сознание нового человека будет отличаться от нынешнего бесконфликтностью, отсутствием агрессии, а также развитыми творческими способностями человека и ныне пока редко достижимыми феноменами физического и интеллектуального состояния человека.

Четвёртое. Социальное устройство общества будет базироваться на новых принципах организации, более свойственных этическому взаимодействию, нежели в рамках правовых конституций.

Пятое. В основе взаимоотношений людей будет возобладать совесть и любовь.

Все эти положения обосновывается П.К.Ивановым, своей реализацией в результате многих десятилетий практической жизни.

В заключение следует отметить, что экологическое образование может опираться и на теоретические положения, о которых шла речь вначале доклада, и на практическую часть природного оздоровления человека, предложенную П.К.Ивановым. В целом это и есть экологическая наука на практике. На основе данных философских осмыслений экологии можно выстраивать систему природного воспитания в системе образования, а также развивать экологию как науку о Человеке и Природе.

 
Просмотров: 909 | Добавил: voljanin | Рейтинг: 5.0/1

Copyright MyCorp © 2024